Заказать звонок


Спасибо!


Ваша заявка принята!

В ближайшее времмя наши специалисты перезвонят Вам!

Ошибка!


При обработке Вашей заявки произошла ошибка!
Пожалуйста, попробуйте снова позже.

Информационная линия

+375 29 109-03-03

+375 17 300-00-31

+375 29 620-39-39

Главная страница // Новости // Колонка врача // Особые потребности ребенка с нарушением слуха

Особые потребности ребенка с нарушением слуха

19 март 2017г.

Потребности ребенка с нарушениями слуха

"Акустический пузырь"

          Кроме всего прочего, слух характеризуется ощущением расстояния. Проще всего представить это себе в виде особого «акустического пузыря», все пространство внутри которого находится в пределах (диапазоне) слышимости при определенных условиях. Для общения людей с нормальным слухом в комнате, где дети очень активны и громко играют, «пузырь слуха», внутри которого отчетливо понятно каждое слово собеседника, может составлять всего 1-2 метра. Однако, если кругом очень тихо, вы сможете слышать разговор даже в соседней комнате. Размер нашего «акустического пузыря» зависит от количества фонового шума. Ребенок с нарушением слуха также имеет свой «акустический пузырь», только меньшего размера. Так же, как люди с хорошим слухом, они смогут лучше понимать речь, когда вокруг тихо.

Степени потери слуха

          В зависимости от средней потери слуха в области речевого диапазона частот выделяют три степени тугоухости: I степень - потеря слуха не превышает 50 дБ, возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м; II степень - потеря слуха от 51 до 70 дБ, речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1 м; III степень - потеря слуха от 71 до 75 - 80 дБ, речь разговор¬ной громкости оказывается неразборчивой даже у самого уха. На основе данной классификации диагноз «глухота» ставится при потере слуха 75 - 80 дБ и больше. Измерить снижение слуха в процентах невозможно. Если вы плотно закроете уши пальцами, вы создадите себе пограничную, или минимальную потерю слуха. Вы увидите, что с такой потерей слуха Вы можете слышать, но звучание слов в разговоре нечеткое, смазанное, и их значение трудно понять. Лица, которые носят слуховые аппараты, редко имеют подобную потерю слуха, чаще всего проблемы гораздо серьезнее. Слуховые аппараты не могут восстановить нормальный слух так же, как очки не восстанавливают нормальное зрение. Дети с умеренной степенью потери слуха в тишине могут иметь «акустический пузырь» размером до 3-х метров, в такой ситуации они пропускают до 25-40% от речевого сигнала. Даже небольшое количество фонового шума ухудшит разборчивость речи, так что 50% или более от сказанного ребенок не поймет. Ребенок с тяжелой потерей слуха будет иметь «акустический пузырь» еще меньших размеров, иногда в нескольких сантиметров от ушной раковины. Таким образом, расстояние очень важно для понимания и изучения новых слов.

Ключ к овладению речью

         Дети учат язык, слушая, как его используют другие – родители, старшие детки – в повседневной жизни. Они узнают новые слова, услышав их несколько раз во время общения. Из-за потери слуха ребенок может не знать имена детей, которые посещают одну группу с ним. Они могут казаться замкнутыми, отстраненными даже во время веселой игры. Способность к овладению речью у таких деток напрямую связана со степенью снижения слуха, а также с тем, как давно ребенок постоянно носит слуховые аппараты. Дети, чьи проблемы со слухом были обнаружены вскоре после рождения, и которые получили слуховые аппараты в возрасте до шести месяцев и носили их все часы бодрствования, могут иметь такое же развитие речи, как у сверстников, хотя они по-прежнему испытывают трудности в понимании речи в условиях шума. Напротив, дети с недиагностированным снижением слуха до возраста 2-3 лет, даже если это снижение умеренной степени, отстают в речевом развитии и кажутся социально незрелыми по сравнению с детками с нормальным слухом. Даже дети с потерей слуха лишь на одно ухо, будут испытывать определенные затруднения в общении, особенно во время обучения в школе. Удивительно, но такие дети в 10 раз чаще оказываются неуспевающими в школе по сравнению с детьми с нормальным слухом. Изучение языка и социализация начинаются в очень раннем возрасте, это процессы очень сложные, и требуют хорошего слуха на оба уха.

Общение со слабослышащим ребенком

         То, насколько хорошо ребенок сможет общаться с окружающими при помощи речи, зависит от степени потери слуха. Большинство детей с нарушением слуха могут использовать устную речь и свой слух для общения. Родители должны помнить, что они должны разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать как можно больше. Детки со сниженным слухом иногда не слышат определенных звуков, слов или даже целых частей предложений, поэтому они иногда не отвечают на заданный вопрос. Когда такое происходит, наиболе типичная реакция – оставить, как есть а не задать вопрос повторно. Это происходит не потому, что с таким ребенком меньше хотят общаться, это естественная реакция на недопонимание. Важно не поддаться такой тенденции. Напротив, если такое происходит – это сигнал, что надо подойти к ребенку поближе, чтобы оказаться в его «акустическом пузыре». Привлеките вниманите малыша, станьте так, чтобы он видел Ваше лицо, уменьшите, по возможности, уровень окружающего шума. Используя такую тактику, Вы обязательно добьетесь хороших результатов, и уменьшите или вовсе ликвидируете отставание ребенка в речевом развитии.

«Акцент слабослышащих»

         То, как четко и чисто ребенок произносит звуки, является своеобразным «зеркалом» его слуха. Конечно, многие дети в младшем возрасте не выговаривают звуки «р» и «ш», и это является нормой. Ребенок со снижением слуха испытывает гораздо большие сложности, чаще всего проблемы возникают с высокочастотными фонемами («ф», «с», «з», «ц», «ч», «ш»), которые малыш произносит неправильно или не произносит вовсе. Это происходит потому, что снижение слуха чаще всего в большей мере затрагивает именно высокочастотный диапазон, и эти звуки малыш не слышит, или слышит только в тишине, находясь очень близко от говорящего. Ребенок, который носит слуховые аппараты с возраста 6-12 месяцев, или который носит аппараты время от времени, а не весь период бодрствования, будет иметь немного другое «звучание» по сравнению с детками, которые хорошо слышать все звуки с младенчества. Иногда особую речь людей со сниженным слухом называют «акцентом слабослышащих», и пока не будет проведено грамотное и правильное слухопротезирование, развить нормальное произношение всех звуков у ребенка совершенно невозможно. Слуховые аппараты должны стать неотъемлемой частью каждого дня жизни ребенка, носить их надо все время бодрствования, только тогда реабилитация речи может быть успешной. Слуховые аппараты по сути представляют собой компьютер со встроенным стереозвуком высокого качества, который помещен в корпус размером с большой палец на руке, или даже меньше. Какими бы эти аппараты не были, они способны делать только одно – делать звуки громче. Слуховые аппараты не могут быть избирательны в звуке – они не могут усилить только человеческую речь, а все остальные звуки – шум машин, стук шагов, лай собак – не усиливать вовсе. Это сделано намеренно, ибо любой звук несет в себе информацию, и шум может сигнализировать о надвигающейся опасности. Кроме того, ребенку для гармоничного развития необходимы все звуки, даже шум машин и стук шагов. Иногда потеря слуха настолько тяжелая, что даже в слуховом аппарате ребенок не может слышать какие-то звуки, чаще высокочастотные («ф», «с», «з», «ц», «ч», «ш»). Это делает общение для него сложнее – как разговор по телефону, когда связь прерывается. Чтобы понять, что было сказано, мы используем контекст. И чем позже ребенок стал носить слуховые аппараты, чем меньше он их носит, тем ниже его навыки в общении и тем сложнее ему использовать контекст. И опять же, родители должны разговаривать с ребенком как можно больше, чтобы помочь ему полностью понимать сказанное, воспринимать слова на слух и использовать контекст.

Минск Витебск Гродно Гомель Могилев Бобруйск Брест Барановичи Мозырь

Онлайн консультация

Наши специалисты ответят на интересующие вас вопросы в режиме «реального времени»

Задать вопрос

Записаться на прием

Воспользуйтесь удобным инструментом для записи к специалисту

Оформить заявку
  • ОДО «Арникатрейд
    УНП 190268488
    Лицензия №М-267, выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь 22.05.2003 г.

Яндекс.Метрика