Центр хорошего слуха МинскЦентр хорошего слуха
Минск
ул. Немига, 42
(ст. м. "Франтишка Богушевича")
Брест
ул. Ленинградская, 31
(р-н спорткомплекса "Виктория")
вайбер телеграм
Онлайн-запись

Особые потребности ребенка с нарушением слуха

Степени нарушения слуха

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области речевого диапазона частот выделяют 4 степени тугоухости:

  • I степень (легкая) — снижение слуха не превышает 30 дБ, возможно разборчивое восприятие разговорной речи громкости на расстоянии 5-6 м, а шепотной речи 0 до 3-х метров;
  • II степень (умеренная) — снижение слуха от 31 до 60 дБ, речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии не более 3-х метров, ребенку трудно слышать обычную речь, не говоря о шепотной, что может повлиять на развитие языка, взаимодействие со сверстниками и чувство уверенности;
  • III степень (тяжелая)— значительное снижение слуха от 61 до  80 дБ,  ребенок слышит только громкую разговорную речь на расстоянии не более 0,5 метра от ушной раковины;
  • IV степень (глубокая) — снижение слуха более 81 дБ,  громкие звуки у ребенка воспринимаются как вибрации, полностью отсутствует восприятие разговорной речи.

На основе данной классификации диагноз «глухота» ребенку ставится при снижении слуха свыше 81 дБ. Измерить потерю слуха в процентах невозможно. Если вы плотно закроете уши пальцами, вы создадите себе пограничную, или минимальную потерю слуха. Вы поймете, что с такой потерей слуха вы сможете услышать, но звучание слов в разговоре будет нечетким, смазанным, и их значение будет трудно понять.

Дети с умеренной степенью нарушения слуха могут иметь в тишине «акустический пузырь» на расстоянии до 3-х метров, пропуская при этом до 25-40% от речевого сигнала. Даже небольшое количество фонового шума ухудшает разборчивость речи, так что 50% или более от сказанного ребенок не поймет. Ребенок с тяжелой потерей слуха будет иметь «акустический пузырь» еще меньших размеров — всего в несколько сантиметров от ушной раковины. Таким образом, расстояние очень важно для понимания и изучения новых слов.

Ключ к освоению речевых навыков

Дети учат язык, слушая, как используют его в повседневной жизни родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Они узнают новые слова, услышав их несколько раз во время общения. Дети с нарушением слуха могут не знать имена своих сверстников, которые посещают одну группу с ним. Такие дети могут казаться замкнутыми, отстраненными даже во время веселой игры. Способность к освоению речи и дальнейшая успешная социальная адаптация у таких детей напрямую связана со степенью нарушения слуха и тем, как давно ребенок постоянно носит слуховые аппараты.

Дети, чьи проблемы со слухом были обнаружены вскоре после рождения, и которые были спротезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6 месяцев и носили их все часы бодрствования, могут иметь такое же развитие речи, как у сверстников.

Напротив, дети с недиагностированным снижением слуха до возраста 2-3-х лет, даже если это снижение умеренной степени, отстают в речевом развитии и кажутся социально незрелыми по сравнению с детками с нормальным слухом. Даже дети с односторонней потерей слуха, будут испытывать определенные затруднения в общении, особенно во время обучения в школе. Удивительно, но такие дети в 10 раз чаще оказываются неуспевающими в школе по сравнению с детьми с нормальным слухом. Изучение языка и социализация начинаются в очень раннем возрасте, это процессы очень сложные, и требуют хорошего слуха на оба уха.

Общение со слабослышащими детьми

Общение со слабослышащим ребенком

Насколько хорошо ребенок сможет общаться с окружающими при помощи речи зависит от степени потери слуха. Большинство детей с нарушением слуха могут использовать устную речь и свой слух для общения.

Родители слабослышащих детей должны ограничить время за гаджетами и как можно больше разговаривать с ребенком. Детки со сниженным слухом иногда не слышат определенных звуков, слов или даже целых частей предложений, поэтому они иногда не отвечают на заданный вопрос. Когда такое происходит, наиболее типичная реакция – оставить, как есть а не задать вопрос повторно. Это происходит не потому, что с таким ребенком меньше хотят общаться, это естественная реакция на недопонимание. Важно не поддаться такой тенденции. Напротив, если такое происходит – это сигнал, что надо подойти к ребенку поближе, чтобы оказаться в его «акустическом пузыре». Привлеките внимание малыша, встаньте так, чтобы он видел Ваше лицо, уменьшите, по возможности, уровень окружающего шума. Используя такую тактику, Вы обязательно добьетесь хороших результатов, и уменьшите или вовсе ликвидируете отставание ребенка в речевом развитии.

«Акцент слабослышащих»

То, как четко и чисто ребенок произносит звуки, является своеобразным «зеркалом» его слуха. Конечно, многие дети в младшем возрасте не выговаривают звуки «р» и «ш», и это является нормой. Ребенок со снижением слуха испытывает гораздо большие сложности, чаще всего проблемы возникают с высокочастотными фонемами («ф», «с», «з», «ц», «ч», «ш»), которые малыш произносит неправильно или не произносит вовсе. Это происходит потому, что снижение слуха чаще всего в большей мере затрагивает именно высокочастотный диапазон, и эти звуки малыш не слышит, или слышит только в тишине, находясь очень близко от говорящего. Иногда особую речь людей со сниженным слухом называют «акцентом слабослышащих», и пока не будет проведено грамотное и правильное слухопротезирование, развить нормальное произношение всех звуков у ребенка совершенно невозможно. Слуховые аппараты должны стать неотъемлемой частью каждого дня жизни ребенка, носить их надо все время бодрствования, только тогда реабилитация речи может быть успешной.

Слуховые аппараты для детей

Современные детские слуховые аппараты, разработаны при активном участии детских аудиологов, сурдологов и педиаторов. Поэтому новейшие функции и технологии в детских аппаратах учитывают особые потребности детей с тугоухостью и помогают им нормально учиться, расти, играть, открывать новый мир. Для гармоничного развития ребенку необходимы все звуки: высокочастотные («ф», «с», «з», «ц», «ч», «ш»), также шум машин и стук шагов, чтобы сигнализировать об опасности.

В новых детских слуховых аппаратах ребенок получает доступ к окружающим звукам в формате 360º и может без труда может различать осмысленный звук, нерелевантный, или раздражающий.

Технология OpenSound Navigator ™ улучшает понимание речи в шумной обстановке на 30% лучше (в равнении с аппаратами предыдущего поколения) и поддерживает случайное обучение, предоставляя вашему ребенку доступ к нескольким собеседникам в этой среде.

Особое следует выделить технологию Speech Rescue™ («Спасатель речи»), которая помогает в распознавании звуков на высоких частотах. Неслышимые ребенком высокочастотные звуки (шипящие согласные с, ф, ц, ш, щ, п) копируются в тот частотный диапазон, в котором слух ребенка сохранен лучше, и усиливаются многократно.

OpenSound Optimizer™ — уникальная технология, которая предотвращает при увеличении громкости появление свиста обратной связи, который знаком каждому пользователю слуховых аппаратов.

В современном мире дети и дня не могу прожить без электронных гаджетов, поэтому современные слуховые аппараты для слабослышащих детей легко соединяется со смартфонами и планшетами, и имеют маркировку Made for iPhone®, что означает прямое соединение с устройствами Apple. Дополнительные  беспроводные устройства превращают слуховые аппараты ребенка в высококачественную гарнитуру, предоставляя доступ к беспроводной потоковой передаче музыки, фильмов, телефонных звонков и многого другого со смартфонов, планшетов и ноутбуков.

Корпус детских аппаратов создан с учетом активности растущего ребенка, протестирован на прочность и имеет степень защиты от пыли и влаги IP68.

Этот материал для Вас подготовила:

Хайрулина Светлана Ивановна

Хайрулина Светлана Ивановна

Врач-сурдолог I категории. Стаж работы: с 2007 г. Ведет прием взрослых и детей с рождения.

Ведет прием взрослых и детей:

Минск, пр-т Независимости, 83

Информация на сайте носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой,
а также основанием для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения, не заменяет очную консультацию специалиста.

© 2010-2024 ОДО «АРНИКАТРЕЙД» УНП 190268488. Все права защищены.

Лицензия №М-267, выдана Министерством здравоохранения Республики Беларусь 22.05.2003 г.

+

Ваши контактные данные

Вверх